Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ БИНАРНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Камахина Р.С. 1 Яковенко Т.В. 1 Мавлюдова Л.У. 1 Ярмиев И.З. 1 Ахмадиева З.Ш. 1 Яковенко К.С. 1
1 Казанский федеральный университет
На современном этапе роль бинарного наставничества является приоритетным направлением, обеспечивающим непрерывное профессиональное развитие педагогов. На сегодняшний день одна из основных кадровых задач образовательной организации – помощь начинающему педагогу, которому важно осознать себя талантливым человеком, сделавшим правильный профессиональный выбор, способным показывать высокие результаты труда и демонстрировать лучшие профессиональные качества. Формирование профессиональных навыков будущих педагогов - трудоёмкий процесс, требующий применения особых методов и форм обучения. Эффективным методом является бинарное наставничество, предполагающее работу в сотрудничестве наставника - опытного педагога и наставляемого - студента при организации и реализации образовательных процессов. В статье рассматривается эффективность наставничества, так как именно сегодня наставничество заслуживает пристального внимания и отражает жизненную необходимость педагогов, испытывающих профессиональные дефициты, получить поддержку опытных специалистов, способных предложить практическую и теоретическую помощь. Рассматриваются формы бинарного наставничества, его структура, особенности, трудности, связанные с его реализацией, а также положительные черты. В перспективе молодые профессионалы должны привести всю команду педагогов к новым достижениям в области школьного образования, возможность скорректировать содержание программ отдельных дисциплин и модулей, методику и технологии обучения с учетом запросов работодателя.
бинарное наставничество
наставник
наставляемый
компетенции
сотрудничество
педагог-новатор
педагог-консерватор
1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 31.03.2024).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 11.12.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 15.03.2024).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 11.12.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 15.03.2024).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 11.12.2020) - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 15.03.2024).
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 декабря 2019 года N 832н. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/564162479?marker=7D20K3 (дата обращения: 15.01.2024).
6. Яковенко Т.В., Мавлюдова Л.У., Камахина Р.С. Наставническая деятельность выпускающей кафедры вуза // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6 (1). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32123 (дата обращения: 07.02.2024).
7. Уракова Е.А., Гусев Е.Н., Гнездин А.В. Формирование профессиональных компетенций педагогов профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №4 (74). С. 236-238.
8. Чиброва Ю.В. Бинарные уроки как одна из форм наставничества // Образование, обучение и воспитание: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2023. С. 41-44.
9. Алференко Д.А. Методика формирования конкурентоспособного индивидуального человеческого капитала студента учреждения среднего профессионального образования: учеб. пособие. М.: Издательство "Перо", 2023. С. 6-27.
10. Васина О.И. Профессиональное становление педагогических работников на старте карьеры: современные практики наставнической деятельности // Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии. Екатеринбург, 2023. С. 64-73.
11. Адольф В.А., Кондратюк Т.А. Современная практика наставничества в профессиональном становлении будущего учителя // Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии. Екатеринбург, 2023. С. 10-16.
12. Александрова Н.А., Шкапов П.Ю. Инновационные формы организации готовности студентов к самосовершенствованию // Социология в изменяющемся научно-образовательном пространстве современного общества. Саратов, 2020. С. 57-62.
13. Ильина Е.А. Непрерывное образование – залог успеха в профессии // Молодые учёные – гордость страны. Пенза, 2023. С. 128-131.
14. Червонный М.А. Наставничество в построении концепции педагогического сопровождения будущих педагогов в интеграционных процессах систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования // Научно-педагогическое обозрение. 2017. №3 (17). С. 16-23.
15. Черевко М.А. Педагогическое наставничество как фактор профессионального самоопределения молодых педагогов: региональный аспект // Власть и управление на Востоке России. 2022. С. 150-159.
16. Вершловский С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя // Советская педагогика. 2014. №4. С. 76-84.
17. Осипова Т.Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. 2015. №3. С. 1-9.
18. Макарова Е.В. Наставничество в среднем профессиональном образовании: классификация форм и механизмов взаимодействия // Современные технологии обучения в условиях цифровой трансформации среднего профессионального и высшего образования. Омск, 2023. С. 185-189.
19. Рачкован В.В. Роль наставничества посредством проведения бинарных уроков // Потенциал образования для самореализации и развития талантов у молодежи. Иркутск, 2023. С. 106-109.
20. Браиловская Н.Ф., Середа Н.Ю., Шор И.В. Наставничество как неотъемлемый компонент современной системы образования // Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии. Екатеринбург, 2023. С. 48-56.
21. Лепетухина С.А., Тепикин Б.В. Бинарный урок педагога-наставника и наставляемого педагога // Учебный год. 2023. №4 (74). С. 33-37.

21 июля 2020 года президентом РФ В.В. Путиным был подписан «Указ о национальных целях развития России до 2030 года», пункт 2б которого гласит, что наша страна в будущем должна быть «в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования» [1].

На пути достижения данной цели несомненна важность качественной подготовки педагогических кадров. «Идеальный учитель» представляется как человек, который обладает как предметными знаниями, так и рядом компетенций. Компетентностный подход в образовании предполагает овладение определенными навыками, которые помогут будущему работнику сферы образования справляться с задачами профессиональной, личной и общественной жизни.

В последнее время большой акцент делается на так называемые soft skills, или «надпрофессиональные навыки», призванные обеспечить гибкость и эмоциональную стабильность работника, а также его мотивированность и преданность своему делу. Такие навыки принципиально не будут отличаться в различных профессиональных сферах. А вот оппозиционные им hard skills, или «профессиональные навыки», будут отличаться от профессии к профессии, так как различные области требуют разного рода умений и навыков.

«Профессиональными» эти навыки делают специфические задачи, к решению которых работник определенной сферы должен быть готов. Такие задачи для педагогических работников отражены в «Профессиональном стандарте педагога профессионального обучения», а также в «Федеральных государственных образовательных стандартах» [2-5].

Цель исследования: представление этапов становления будущего педагога и роли бинарного наставничества как метода в формировании его профессиональных компетенций.

Материал и методы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы (описание, установление причинно-следственных связей, синтез, абстрагирование).

Результаты исследования и их обсуждение

Профессионально-педагогические умения представляют собой систему, слагающуюся из:

- организационно-методических умений (действия, направленные на повышение мотивации учащихся, создание благоприятной среды в коллективе, обеспечивающей психологический комфорт учащихся);

- организационно-педагогических умений (организация, систематизация и планирование педагогической деятельности) [6];

- рефлексивных умений (самосовершенствование и самопознание педагога);

- коммуникативных умений (грамотное оформление речи, владение ораторским искусством и т.д.);

- гностических умений (познавательные способности);

- дидактических умений (постановка целей задач, отбор методов, средств и форм обучения);

- прогностических умений (контроль, анализ и развитие) [7].

Существуют различные способы развития компетенций:

1. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во время осуществления педагогической деятельности.

2. Осуществление поддержки менее опытных кадров в коллективе.

3. Предоставление возможности взаимодействия обучающихся с педагогом во время подготовки уроков и внеурочных мероприятий.

4. Участие в научно-исследовательской и проектной деятельности.

5. Изучение и применение в профессиональной деятельности образовательных технологий [8].

Итак, формирование профессиональных навыков - сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: от осознания их важности в профессиональной деятельности - к изучению, освоению и применению в профессиональной деятельности для дальнейшего развития и совершенствования [8]. При этом для развития каждого из компонентов предусматривается использование методов и инструментов различного характера. Однако все они должны подчиняться определенным принципам: системность, информативность, открытость и вариативность [9].

Одним из эффективных методов для названной цели является наставничество, которое Н.А. Александрова в своей статье трактует как «партнерство по обучению и развитию между кем-то с большим опытом и тем, кто хочет учиться», то есть такая форма взаимодействия между наставником и наставляемым, которая при творческом взаимодействии обеспечивает передачу опыта между сторонами [10].

Наставничество также рассматривается в различных источниках как:

- технология проектирования и организации образовательного процесса, призванная повысить качество образования;

- механизм адаптации будущих и молодых педагогов [11];

- инновационная форма обучения [12];

- один из способов обеспечения непрерывности образования [13];

- инструмент в интеграционных процессах [14];

- как фактор профессионального самоопределения молодых педагогов [15];

- способ подготовки педагога к осуществлению образовательной деятельности [16];

- система, направленная на самоорганизацию и самореализацию субъектов образовательного пространства [17].

Термин «бинарный» происходит от латинского слова bis - «двойной», что объясняет специфику бинарного наставничества - разработка, организация и проведение урока осуществляется парой педагогов: наставника и наставляемого.

Таким образом, бинарное наставничество будет рассматриваться нами как форма взаимодействия опытного педагога с молодым специалистом или студентом, при которой осуществляется совместная разработка, организация и проведение учебно-воспитательной деятельности с целью передачи опыта, знаний, а также для совершенствования умений и навыков обеих сторон.

Модель «педагог - педагог» имеет несколько вариаций расшифровки:

- «опытный - молодой». Сложность педагогической практики заключается в переходе от теории к практике организации и проведения уроков, мероприятий и классных часов, поэтому при такой форме взаимодействия будущий педагог имеет возможность обратиться за методическим советом к руководителю;

- «неформальный лидер педагогического коллектива – преподаватель, которому необходима помощь в осуществлении коммуникации». Такая форма работы необходима для психологической и личностной поддержки преподавателя при вхождении в коллектив. Подобная работа необходима каждому участнику педагогического коллектива время от времени;

- «педагог-новатор - педагог-консерватор». Такое взаимодействие позволяет привнести новые идеи в работу консервативного педагога, инициируется наиболее полное исполнение знаний и переход к применению современных технологий в образовании. В то же время педагог-новатор также может получить новые знания методического характера и усовершенствовать свои методы работы;

- «опытный предметник – неопытный предметник». Цель - методическая поддержка по конкретной дисциплине, содействие в поиске подходящего учебно-методического комплекса (УМК), проведение консультаций;

- «студент - студент». Предполагается совместная работа студентов одного направления обучения, но разных курсов. При этом на старшего студента возлагается обязанность активизации профессионального и личностного потенциала младшего, оказание положительного влияния на его мотивацию [18].

Профессиональное становление будущего учителя требует внимания со стороны образовательной организации, так как оно направлено на вхождение и удержание в профессии педагога; в процессе его реализации молодой педагог проходит через несколько этапов.

- Адаптант.

На этом этапе наставляемый входит в профессию, поэтому необходимо сформировать комфортную психологическую среду, организовать мотивационные мероприятия, а также практическое обучение с опытными учителями. На данном этапе важно замотивировать будущего педагога, сформировать у него желание осуществлять педагогическую деятельность и развивать навыки работы с учащимися.

Адаптационный период играет определяющую роль в становлении учителя, так как в это время он сталкивается с рядом трудностей, ведущих к уходу молодых педагогов из образовательных организаций: дефицит педагогического опыта, высокие нагрузки, низкий престиж в обществе и пр. Отмечается, что основной отток специалистов приходится на первые 5 лет профессиональной деятельности, этот период и является адаптационным.

- Интернал.

После вхождения в образовательную среду важно поддерживать осуществление научно-исследовательских работ, участие в проектах, продолжение обучения по магистерским программам, продолжать консультирование педагогов-предметников, а также начать вовлекать в наставническую практику.

- Мастерство.

Осуществляется привлечение сотрудников, обладающих педагогическими способностями, к продолжению обучения в аспирантуре, осуществляется сопровождение профессиональной карьеры, а также оказывается содействие в проведении исследовательских работ. На данном этапе учитель, уже обладающий рядом навыков и умений как в педагогической деятельности, так и в проектной, уже может быть направлен на прохождение курса по наставнической деятельности.

- Авторитет.

Поддержка осуществляется уже в сопровождении публикаций по результатам проведенных исследователей. Оказывается содействие в осуществлении наставнической деятельности.

- Наставник.

Педагог, обладающий уже необходимыми знаниями как в педагогической и исследовательской деятельности, так и в наставничестве, занимается практической передачей знаний и умений будущим педагогам [11].

Из вышесказанного следует, что стать наставником может не любой педагог, для приобретения подобного статуса требуется проделать немалое количество работы, нужно быть опытным педагогом, но и понимать саму систему наставничества. В своей статье Рачкован В.В. отметил, что «для осуществления наставнической деятельности мало быть просто опытным квалифицированным педагогом со своей сложившейся системой педагогической деятельности», а также отметил необходимость развития творческого потенциала педагога и непрекращающийся педагогический поиск, в ходе которого совершенствуются формы и методы работы [19].

Как и любое явление, наставничество имеет «обратную сторону монеты» в виде следующих преимуществ:

- перед старшим педагогом открываются перспективы его собственной профессиональной деятельности, а также появляется мотивация к модернизации собственной методики;

- протягивая руку помощи юному представителю коллектива, опытный педагог получает удовлетворение от понимания собственного вклада в профессиональную деятельность будущего педагога;

- возрастание желания самосовершенствования [8].

Структура, от которой зависит порядок и способ реализации программы наставничества, состоит из определенных компонентов:

– обязательное прохождение обучения наставника на специальных курсах;

– отбор обучающего материала;

– планирование работы наставников и подопечных, определение и распределение ролей;

– осуществление контроля за наставляемыми и оценка их работы наставником;

– смена наставников [20].

Бинарное наставничество на практике обладает рядом особенностей.

1. При таком виде взаимодействий к наставнику предъявляется ряд требований, таких как стаж работы и обязательное прохождение курсов по наставнической деятельности [9].

2. «Двойственность» выполняемых функций: обеспечивает организацию учебного процесса и перенятие молодым педагогом опыта [21].

3. Необходима человеческая совместимость педагога-наставника и наставляемого педагога [21].

4. Наставляемый должен не только уметь «впитывать», но и вносить свой вклад в виде креативного подхода к проблемам и нестандартных идей [11].

На практике применение данного метода не широко распространено. Удалось найти информацию об осуществлении бинарного наставничества в учреждениях: дошкольного образования (например, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 139» Волжского района г. Саратова), школьного образования (МБОУ «Среднекамышлинская СОШ»), среднего и высшего образования (ГАПОУ ИО «БАТТ»).

В своей статье Рачкован В.В., педагог ГАПОУ ИО «Балаганский аграрно-технологический техникум», и Макарова Е.В., преподаватель ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», описывают опыт осуществления бинарного наставничества [18; 19], который будет рассмотрен ниже.

В системе уроков бинарный урок находит место в уроке-рефлексии. Именно на завершении темы перед педагогами стоит задача закрытия всех пробелов в знаниях учащихся. Кроме наиболее полного усвоения знаний, при проведении в такой форме уроков отмечается более оживленное участие сторон образовательного процесса, в том числе оказывается положительное воздействие на познавательный интерес и мотивацию обучающихся.

Такие уроки по-новому открывают для студента теорию, повышает ее важность и значение, а также позволяют ознакомиться с особенностями проектирования уроков [19].

Среди трудностей практики выделяют следующие:

- чрезмерные амбиции наставляемого могут повлиять на нежелание принимать помощь от наставника;

- беспорядочное внедрение наставничества влечет за собой формальный подход участников к выполнению заданных задач;

- отсутствие четких задач перед наставниками, ведущие к чрезмерной нагрузке и выгоранию педагогов-наставников;

- нерегулярность встреч участников ведет к потере интереса к решаемой проблеме [18].

Тем не менее, несмотря на сложности, возникающие перед образовательными организациями и их работниками, выделяются и положительные черты: относительно недорогая форма работы, в процессе которой происходит передача формальных и неформальных знаний при применении системы методов работы с будущими педагогами, возможность увидеть перспективы развития педагогической деятельности, внесение вклада в развитие будущих педагогов [10; 19].

Подводя итоги анализа опыта осуществления бинарного наставничества в образовательном учреждении, можно сказать, что роль такого наставничества состоит не только в передаче знания от «опытного к неопытному», но также и в мотивировании к самосовершенствованию в профессиональной сфере как наставляемого, так и на наставника. При данной работе обеим сторонам предоставляется возможность оценить преимущества парной работы над индивидуальной. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов при этом происходит быстрее, так как при самостоятельной работе опыт будет накапливаться методом проб и ошибок, в то время как при данном сценарии появляется возможность недопущения этих самых ошибок при помощи опытного наставника еще на этапе проектирования урока.

Заключение

Практика бинарного наставничества универсальна для осуществления планов, поставленных перед системой образования, что может позволить распространить ее в образовательных учреждениях высшего образования при поддержке общеобразовательных учебных заведений. В дальнейшем возможно увеличение масштаба до региональных и межрегиональных школ, которые способны оказать поддержку молодых педагогов на протяжении всей реализации наставничества. Результатом такой работы послужит выпуск новых педагогических кадров, обладающих необходимыми компетенциями и начальным опытом, верных своей профессии.

Среди личностных качеств, являющихся одной из составляющих элементов педагогической компетентности, наставляемый осваивает следующие умения: поддержать обучающихся и коллег по работе, анализировать поступки и поведение обучающихся, находить сильные и слабые стороны и перспективы развития для каждого обучающегося, организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей учебного занятия, сохранять самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.

Таким образом, бинарное наставничество направлено на обеспечение сотрудничества между молодым учителем и опытным педагогом-наставником с целью проектирования и реализации педагогической деятельности. В ходе такого взаимодействия у наставляемого появляется возможность определить и начать формировать профессиональные навыки в ситуациях «обучения действием».


Библиографическая ссылка

Камахина Р.С., Яковенко Т.В., Мавлюдова Л.У., Ярмиев И.З., Ахмадиева З.Ш., Яковенко К.С. РОЛЬ БИНАРНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33351 (дата обращения: 02.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674